T-CARПолезные статьи • Подробно

В чём слабая сторона обтекаемых автомобилей?

Обтекаемый корпус автомобиля

Иллюстрация Обтекаемый корпус автомобиля

Допустим, что масса автомобиля и сцепление колёс с дорогой ничтожно малы. В этих условиях автомобиль напоминает флюгер. Под давлением ветра он начнёт поворачиваться вокруг некоторой вертикальной оси, пока не станет по направлению ветра. Если поверхность автомобиля-флюгера, находящаяся перед этой осью, больше поверхности задней его части, то давление воздуха на переднюю часть будет больше, и автомобиль повернётся навстречу ветру, причём по мере его поворота давление будет возрастать, пока автомобиль не окажется под прямым углом к нему, после чего давление будет уменьшаться. Наоборот, если задняя часть поверхности больше передней, автомобиль повернётся, и вскоре его продольная ось совпадёт с направлением ветра, который уже не будет боковой силой и будет лишь увеличивать лобовое сопротивление, как всякий встречный ветер.

Сила бокового ветра приложена в центре тяжести фигуры, которая образована проекцией автомобиля на плоскость, перпендикулярную направлению ветра. Этот центр специалисты по аэродинамике называют метацентром. А вертикальная ось поворота автомобиля под действием ветра проходит через точку, расстояния от которой до передней и задней осей автомобиля обратно пропорциональны коэффициентам сопротивления уводу каждой оси. С некоторым упрощением можно считать, что ось поворота проходит через центр тяжести автомобиля.

Выходит, что обтекаемые автомобили невыгодны с точки зрения аэродинамической устойчивости: у них поверхность перед вертикальной осью больше, чем позади неё. В несколько меньшей степени это относится к современным трёх-объёмным автомобилям с приводом на задние колёса, в ещё меньшей – к переднеприводным (тоже трёх-объёмным), у которых центр тяжести смещён вперёд.

В 50-60-х годах недостаток поверхности в задней части кузова пытались возместить установкой килей-стабилизаторов, но это усложняло его конструкцию, ухудшало обзор назад. В новейших конструкциях с двух- и одно-объёмными кузовами задача решается сама собой – они имеют высокие очертания задней части в боковой проекции.

Вы можете обратиться в наш Автотехцентр Т-CAR, специализирующийся на техническом обслуживании и ремонте автомобилей любых марок.


С точки зрения аэродинамики, как это ни странно, но обтекаемые автомобили неустойчивы.

Специалисты T-CAR