Диагностика и настройка систем ДВС. Основные правила и рекомендации при выполнении работ.
Иллюстрация Диагностика и настройка двигателя Toyota
Своевременная диагностика ДВС – важная составляющая исправной работы силового агрегата. Установленного интервала процедуры нет, однако опытные механики рекомендуют ежедневно осматривать подкапотную часть автомобиля на предмет подтёков и наличия технических жидкостей. Незначительные регулировки систем способны устранить неполадки двигателя в 80% случаев.
Подтяжка основных соединений двигателя
Первоочередная регулировка болтовых соединений выполняется на:
- креплениях двигателя к раме;
- впускном и выпускном коллекторе;
- поддоне картера и различных патрубках.
Все болты затягивают динамометрическим ключом с учётом рекомендации производителя. Чаще всего эти данные приведены в соответствующей литературе к данному автомобилю.
Механические свойства металлов, из которых изготавливают головку цилиндра, значительно отличаются. Поэтому так важно подтягивать болты на чугунной головке в горячем состоянии, а на алюминиевой – в холодном.
Что касается поддона картера, то его болты затягивают в противоположной последовательности. Подобные действия предотвращают деформацию деталей и защищают от разгерметизации соединений.
Регулировка внутренних механизмов ДВС
Следующий этап в настройке силового агрегата – устранение неисправностей в работе цилиндропоршневой группы, кривошипо-шатунного и газораспределительного механизма. Для определения состояния цилиндропоршневой группы замеряют компрессию в каждом из цилиндров. В исправном моторе этот показатель должен варьироваться в пределах 12-14 Бар.
Оценка исправности кривошипо-шатунного механизма происходит путём измерения давления масла в двигателе. Для расшифровки результатов тестирования используют специальные таблицы.
Поиск неполадок в работе газораспределительного механизма происходит с помощью замеров плотности прилегания клапанов. Зазоры индивидуальны, узнать о них можно также в технической документации автомобиля.
Грамотное выполнение замеров, совместно с акустическим анализом звука двигателя, позволяют точно определить причину неисправностей в силовом агрегате.
Регулировка клапанов
Появление «стука» в клапанах сигнализирует о необходимости регулировки тепловых зазоров. Прежде всего, необходимо измерить расстояние между торцами стержней клапанов и толкателями с помощью набора щупов. При отклонении от нормальных значений производится регулировка закрытых клапанов на «холодном» двигателе.
Поршень устанавливается в верхнюю мёртвую точку так, чтобы отметка на шкиве вентилятора совпадала с отметкой на крышке распределительных шестерён. Тепловые зазоры регулируют в том порядке, при котором происходит воспламенение смеси в цилиндрах.
Процесс регулировки следующий:
- настраивают упругость пружин;
- подтягивают крепления осей коромысла и головки блока цилиндра;
- устанавливают необходимый зазор.
Регулировка клапана происходит с помощью винта и выглядит так:
- отпускают контргайку;
- проворачивают винт до нужного зазора;
- затягивают контргайку.
Неисправности в системе подачи топлива
Для общей диагностики неисправностей исследуют состав топливовоздушной смеси. Отработанные газы проверяют на наличие оксида-углерода с помощью экспресс-анализатора. А для определения точной причины неисправности учитывают и расход топлива на 100 км пути.
В дизельных агрегатах регулировка системы происходит при обнаружении ранней подачи топливовоздушной смеси в цилиндры. Устраняют неисправность путём изменения угла опережения впрыска топлива. Далее проверяют герметичность всей системы, меняют фильтра и форсунки, а при необходимости – и ТНВД.
В карбюраторных двигателях подкручивают регулировочные винты на самом карбюраторе. В случае незначительных изменений проверяют уровень топлива и герметичность поплавка. Следующим шагом будет замена фильтров и самого насоса.
Проверка системы смазки в двигателе
О нарушении работы в смазочной системе говорят резкие перепады давления масла. Отклонения не должны превышать 15% от нормального значения. Осматривая подкапотную часть, проверяют состояние и уровень смазывающей жидкости. В случае наличия в двигателе уже выработанного масла, его требуется заменить. С поддона картера сливают старую жидкость, прочищают двигатель, меняют фильтрующий элемент и заливают новую смазку. Для исправной работы всех элементов также рекомендуется смазать участок трения вентилятора, водяного насоса, генератора и других движущихся частей.
Восстановление нормального уровня или замена смазывающей жидкости выполняется согласно картам и техническим таблицам. В случае отсутствия документации, показатели давления масла в двигателе должны составлять 10-12 сСт летом, и 14 сСт зимой. Данные могут отличаться в зависимости от типа силового агрегата.
Оптимальный уровень технической жидкости находится на середине щупа между отметками MIN и MAX. При желании рассчитывается и расход смазочного материала с учётом расхода топлива. Соотношение варьируется в пределах от 3.5 до 6% для четырехтактных и 3,8-6,5 – для двухтактных моторов.
Система охлаждения
Систему охлаждения силового агрегата проверяют на предмет подтёков. Чтобы определить место утечки, достаточно создать в верхней части радиатора избыточное давление, равное 0.06 МПа. При обнаружении подтёков затягивают хомуты или меняют треснувшие патрубки. В завершении, проверяют состояние и степень натяжения ремня вентилятора.
Техническое обслуживание современного автомобиля требует специальных навыков и инструментов. Поэтому здраво оцениваете свои возможности, прежде чем собственноручно затягивать болты. Возможно, проще доверитm настройку силового агрегата профессионалам.
Получите консультацию у специалистов T-CAR по телефону или запишитесь на ТО двигателя автомобиля, диагностику, настройку или его ремонт.
Вы можете обратиться в наш Автотехцентр Т-CAR, специализирующийся на техническом обслуживании и ремонте автомобилей любых марок.
ЗАПИСАТЬСЯ
Источник: Специализированный сервис T-CAR
все статьи